Версия для печати   

Охрана труда в ЧОП


По теме: Безопасность труда
Страница: | 1 | 2 |


По теме:"Безопасность труда"


В стратегии национальной безо­пасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.09 № 537, на охранные структуры возлагается широкий круг задач по обеспечению правопорядка и безопасности юриди­ческих и физических лиц.

В настоящее время деятельность охранных структур регламентируется Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции»; Федеральными законами от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и от 07.02.11 № 3-ФЗ «О по­лиции».

Работники частной, ведомствен­ной и вневедомственной охраны при органах внутренних дел выполняют схожие задачи. Их труд сопряжен с опасностью, постоянным риском для жизни и здоровья. Им приходится не­сти службу в ночное время, в любых погодных условиях, испытывать при исполнении обязанностей большую психологическую нагрузку в стрессо­вых ситуациях.

При повседневном несении службы помимо оружия работники охранных структур используют спе­циальные средства; в соответствии с законодательством при необходи­мости они могут применять физиче­скую силу. Это создает дополнитель­ные риски для их жизни и здоровья.

О сложностях этой профессии красноречиво свидетельствуют такие цифры. В 2013 г. было зафиксиро­вано 769 нападений на объекты, ох­раняемые частными охранными ор­ганизациями. В ходе отражения на­падений пострадали 22 охранника; из них семеро погибли и 15 были ранены. Мониторинг показал, что не­смотря на распространенность этих структур - а в частных охранных ор­ганизациях (ЧОО) трудится около 700 тыс. работников - в сфере охраны их труда достаточно много проблем.

Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 был утвержден до принятия Конститу­ции РФ, но его базовые позиции до сих пор остались теми же. Этот За­кон и сегодня является основой для функционирования более 24 тыс. ЧОО - организаций малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем в Общероссийском классификаторе видов экономиче­ской деятельности (далее - ОКВЭД) нет упоминания о частной детектив­ной и охранной деятельности. При ха­рактеристике ЧОО много лет исполь­зовался вид экономической деятель­ности 74.60 «Проведение расследо­ваний и обеспечение безопасности», который не в полной мере характери­зовал специфику деятельности ЧОО, степень профессионального риска работников и другие особенности их труда.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, а также госу­дарственной регистрации изменений, вносимых в общероссийские клас­сификаторы, установлен Правилами стандартизации «Основные положе­ния и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов» (ПР 50.1.024-2005).

Согласно п. 4.5.2 указанных Пра­вил обоснованием для разработки изменений к общероссийским клас­сификаторам являются законода­тельные акты РФ и изменения к ним; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ и изменения к ним; технические регламенты и из­менения к ним; нормативные право­вые акты федеральных органов ис­полнительной власти, относящиеся к их компетенции, и изменения к ним, имеющие межведомственный харак­тер и зарегистрированные в Минюсте России.

Сюда относятся утвержденные органами государственной власти субъектов РФ правовые акты и из­менения к ним - в случаях приня­тия этих актов в соответствии с нормами, установленными в дан­ном пункте правовыми актами; международные (региональные) классификации; межгосударствен­ные классификаторы; международ­ные (региональные) стандарты по классификации и изменения к ним; общероссийские классификаторы и внесенные в них изменения; наци­ональные стандарты РФ, которые могут на добровольной основе при­меняться для соблюдения требова­ний технических регламентов, и из­менения к ним.

С юридической точки зрения, по убеждению авторов, есть все осно­вания для того, чтобы частная де­тективная и охранная деятельность была выделена в самостоятельный вид экономической деятельности и включена в ОКВЭД. Инициатором внесения в ОКВЭД частной детективной и охранной деятельности, по мнению руковод­ства Министерства экономического развития РФ, могло бы быть МВД России. Это обусловлено тем, что именно оно в соответствии с зако­нодательством и Указом Президента РФ от 01.03.11 № 248 «Вопросы Ми­нистерства внутренних дел РФ» ор­ганизует и осуществляет контроль в области частной детективной и ох­ранной деятельности, а также кон­троль деятельности ведомственной охраны.

Здесь уместно отметить, что в ОКВЭД представлено немало видов экономической деятельности, в ко­торых занято существенно меньше юридических лиц и работающих. На­пример, государственная противопо­жарная служба, численность работни­ков которой невелика, имеет свой код в ОКВЭД.

Применительно к охранным струк­турам все получилось по знамени­тому выражению: «Нет человека - нет проблемы». Раз нет отдельных ви­дов экономической деятельности - частной детективной и охранной или ведомственной охранной - значит ничего не надо учитывать, анализи­ровать и реально решать. Вдобавок на федеральном уровне отсутствует структура, представляющая и защи­щающая интересы ЧОО и частных детективов, а ведомственная охрана рассредоточена по различным фе­деральным министерствам и ведом­ствам.

Руководство Главного управления по обеспечению охраны обще­ственного порядка и координации взаимодействия с органами испол­нительной власти субъектов РФ МВД России, в функции которого в соот­ветствии с законодательством входит контроль в области частной детектив­ной и охранной деятельности и кон­троль деятельности ведомственной охраны, посчитало нецелесообразным внести в ОКВЭД самостоятельный вид экономической деятельности - «Частная охранная и детективная деятельность». Но до тех пор, пока в ОКВЭД отсутствует самостоятельный вид экономической деятельности, та­кой как охранная, - нет должного ана­лиза имеющихся проблем.

Вопросом включения в ОКВЭД ох­ранной деятельности вплотную занялась редакция журнала «Охрана труда и социальное страхование». После настойчивых обращений ре­дакции в Минэкономразвития России и Федеральное агентство по техни­ческому регулированию и метроло­гии этими ведомствами было при­нято решение - в 2014 г. включить в ОКВЭД - ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) самостоятельный вид экономической деятельности - 80.10 «Деятельность частных охранных служб».

Это, в том числе: предоставление одной или не­скольких услуг:

-охрана и сопрово­ждение, сбор и перевозка денег, осу­ществление платежей или передача ценностей с
использованием персонала и оборудования для защиты та­кой собственности;
-предоставление бронирован­ных автомобилей;
-услуги телохранителя;
-услуги по предоставлению де­тектора лжи;
-услуги охранной службы.
Что касается охраны труда работ­ников частной, ведомственной и вневедомственной охраны при ор­ганах внутренних дел и частных де­тективов, то, как уже было сказано, в этой сфере накопилось довольно много нерешенных вопросов.

Так, для этой категории работ­ников в установленном порядке не разработана нормативная право­вая база по охране труда. Это об­стоятельство в сочетании с отсут­ствием координирующего органа, который объединял бы все охран­ные организации (вневедомствен­ная охрана при органах внутрен­них дел подчинена МВД России, ведомственная охрана имеется в 12 федеральных структурах, само­стоятельно функционирует 24 тыс. частных охранных организаций), создает дополнительные предпо­сылки к тому, чтобы вопросы ох­раны труда в данных структурах не решались должным образом.

В настоящее время отсутствуют:

- межотраслевые правила ох­раны труда для персонала охранных организаций;
- типовые инструкции по охране труда для этой категории работников;
- положение об особенностях ре­жима рабочего времени и времени отдыха работников частных охран­ных организаций и других охранных структур;
- типовые нормы бесплатной вы­дачи работникам охранных структур, и в первую очередь - ЧОО, сертифи­цированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

Например, в силу специфики дея­тельности работники охранных струк­тур при несении службы используют бронежилеты, правовой статус кото­рых как средств индивидуальной за­щиты в нормативных актах не уста­новлен. Об этом шла речь в статье директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Коржа «Бронежилеты как СИЗ», опубликованной в журнале «Охрана труда и социальное страхование», № 8 за 2013 г.

Недостаточно четко прописан по­рядок прохождения работниками охранных организаций предваритель­ных и последующих медосмотров.

В п. 2 Приложения № 2 к при­казу Минздравсоцразвития России от 12.04.12 № 302н «Об утвержде­нии Перечней вредных и (или) опас­ных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и пе­риодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведе­ния обязательных предварительных и периодических медицинских осмо­тров (обследований) работников, за­нятых на тяжелых работах и на ра­ботах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.11; № 22 111) установлено, что предварительным и последующим медосмотрам подле­жат работающие в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других службах, которым разрешено применение оружия.

Данное требование ведомствен­ного приказа не в полной мере корре­спондируется с требованиями упомя­нутых выше законодательных актов, регламентирующих ‘ охранную дея­тельность, и Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии».

С 1999 г. действует Федеральный закон «О ведомственной охране», согласно которому ликвидированы юридические основы для функцио­нирования военизированной охраны. Несмотря на это она упомянута в ве­домственном приказе Минздравсоц­развития России № 302н. Это соз­дает почву для субъективного под­хода и различных нарушений в ра­боте по качественному проведению предварительных и последующих медосмотров работников охранных структур.

Есть ряд сложностей при проведе­нии специальной оценки условий труда согласно Федеральному закону от 28.12.13 № 426-ФЗ. Так, любая ох­ранная организация - частная, ведом­ственная или вневедомственная при органах внутренних дел - оказывает услуги на основе договоров с физи­ческими или юридическими лицами. Например, ЧОО заключила договор на несение службы частным охран­ником на контрольно-пропускном пункте (КПП) предприятия. Это его рабочее место, которое должно со­ответствовать всем требованиям ох­раны труда по освещенности, шуму, уровню электромагнитного излуче­ния и т.д.

Работодателем охранника явля­ется руководитель ЧОО. Он в соответ­ствии с трудовым законодательством должен проводить специальную оценку условий труда, и при наличии каких-либо несоответствий требова­ниям охраны труда именно он дол­жен принять меры к их устранению. Допустим, на КПП плохое освещение, установлен громадный электрощит, холодно в зимнее время. Формально работодатель должен обеспечить ох­раннику здоровые и безопасные усло­вия труда. Но вправе ли он это делать в здании, которое ему не принадле­жит, и выполнять мероприятия, тре­бующие финансовых и материальных затрат? Его ли это обязанность?

Аттестация рабочих мест охран­ников, которая проводилась ранее, требовала более четкой нормативной регламентации. Об этом шла речь в статье председателя правления Некоммерческого партнерства «Ко­ординационный центр негосудар­ственных предприятий безопасн  >>>

Страница: | 1 | 2 |    

oxrana1.ru
2015-05-03 17:10:23




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей







Вакансии этого дня

Водитель категории С от 37000 до 38000 руб
Грузчик комплектовщик от 32000 руб
Охранник от 9000 до 22000 руб



Работа в ООО ОО Летучий Голландец. Санкт-Петербург
  • Работа в ООО ОО Летучий Голландец. Санкт-Петербург
Работа в ООО ЧОА
  • Работа в ООО ЧОА "Воевода". г. Сургут
Работа в ЧОП Император
  • Работа в ЧОП Император




Работа в ЧОП Аванпост, Санкт-Петербург
Работа в Конгрессно-Выставочноь центре Сокольники МОСКВА
Работа в ООО «Форт-плюс» Барнаул
Работа в ООО Остенхофф. Москва
Работа в ООО ЧОП ВОСТОК-ОХРАНА, г. Красноярск