Версия для печати   

Охрана труда в ЧОП


По теме: Безопасность труда
Страница: | 1 | 2 |


По теме:"Безопасность труда"


В стратегии национальной безо­пасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.09 № 537, на охранные структуры возлагается широкий круг задач по обеспечению правопорядка и безопасности юриди­ческих и физических лиц.

В настоящее время деятельность охранных структур регламентируется Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федера­ции»; Федеральными законами от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и от 07.02.11 № 3-ФЗ «О по­лиции».

Работники частной, ведомствен­ной и вневедомственной охраны при органах внутренних дел выполняют схожие задачи. Их труд сопряжен с опасностью, постоянным риском для жизни и здоровья. Им приходится не­сти службу в ночное время, в любых погодных условиях, испытывать при исполнении обязанностей большую психологическую нагрузку в стрессо­вых ситуациях.

При повседневном несении службы помимо оружия работники охранных структур используют спе­циальные средства; в соответствии с законодательством при необходи­мости они могут применять физиче­скую силу. Это создает дополнитель­ные риски для их жизни и здоровья.

О сложностях этой профессии красноречиво свидетельствуют такие цифры. В 2013 г. было зафиксиро­вано 769 нападений на объекты, ох­раняемые частными охранными ор­ганизациями. В ходе отражения на­падений пострадали 22 охранника; из них семеро погибли и 15 были ранены. Мониторинг показал, что не­смотря на распространенность этих структур - а в частных охранных ор­ганизациях (ЧОО) трудится около 700 тыс. работников - в сфере охраны их труда достаточно много проблем.

Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 был утвержден до принятия Конститу­ции РФ, но его базовые позиции до сих пор остались теми же. Этот За­кон и сегодня является основой для функционирования более 24 тыс. ЧОО - организаций малого и среднего бизнеса.

Вместе с тем в Общероссийском классификаторе видов экономиче­ской деятельности (далее - ОКВЭД) нет упоминания о частной детектив­ной и охранной деятельности. При ха­рактеристике ЧОО много лет исполь­зовался вид экономической деятель­ности 74.60 «Проведение расследо­ваний и обеспечение безопасности», который не в полной мере характери­зовал специфику деятельности ЧОО, степень профессионального риска работников и другие особенности их труда.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, а также госу­дарственной регистрации изменений, вносимых в общероссийские клас­сификаторы, установлен Правилами стандартизации «Основные положе­ния и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов» (ПР 50.1.024-2005).

Согласно п. 4.5.2 указанных Пра­вил обоснованием для разработки изменений к общероссийским клас­сификаторам являются законода­тельные акты РФ и изменения к ним; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ и изменения к ним; технические регламенты и из­менения к ним; нормативные право­вые акты федеральных органов ис­полнительной власти, относящиеся к их компетенции, и изменения к ним, имеющие межведомственный харак­тер и зарегистрированные в Минюсте России.

Сюда относятся утвержденные органами государственной власти субъектов РФ правовые акты и из­менения к ним - в случаях приня­тия этих актов в соответствии с нормами, установленными в дан­ном пункте правовыми актами; международные (региональные) классификации; межгосударствен­ные классификаторы; международ­ные (региональные) стандарты по классификации и изменения к ним; общероссийские классификаторы и внесенные в них изменения; наци­ональные стандарты РФ, которые могут на добровольной основе при­меняться для соблюдения требова­ний технических регламентов, и из­менения к ним.

С юридической точки зрения, по убеждению авторов, есть все осно­вания для того, чтобы частная де­тективная и охранная деятельность была выделена в самостоятельный вид экономической деятельности и включена в ОКВЭД. Инициатором внесения в ОКВЭД частной детективной и охранной деятельности, по мнению руковод­ства Министерства экономического развития РФ, могло бы быть МВД России. Это обусловлено тем, что именно оно в соответствии с зако­нодательством и Указом Президента РФ от 01.03.11 № 248 «Вопросы Ми­нистерства внутренних дел РФ» ор­ганизует и осуществляет контроль в области частной детективной и ох­ранной деятельности, а также кон­троль деятельности ведомственной охраны.

Здесь уместно отметить, что в ОКВЭД представлено немало видов экономической деятельности, в ко­торых занято существенно меньше юридических лиц и работающих. На­пример, государственная противопо­жарная служба, численность работни­ков которой невелика, имеет свой код в ОКВЭД.

Применительно к охранным струк­турам все получилось по знамени­тому выражению: «Нет человека - нет проблемы». Раз нет отдельных ви­дов экономической деятельности - частной детективной и охранной или ведомственной охранной - значит ничего не надо учитывать, анализи­ровать и реально решать. Вдобавок на федеральном уровне отсутствует структура, представляющая и защи­щающая интересы ЧОО и частных детективов, а ведомственная охрана рассредоточена по различным фе­деральным министерствам и ведом­ствам.

Руководство Главного управления по обеспечению охраны обще­ственного порядка и координации взаимодействия с органами испол­нительной власти субъектов РФ МВД России, в функции которого в соот­ветствии с законодательством входит контроль в области частной детектив­ной и охранной деятельности и кон­троль деятельности ведомственной охраны, посчитало нецелесообразным внести в ОКВЭД самостоятельный вид экономической деятельности - «Частная охранная и детективная деятельность». Но до тех пор, пока в ОКВЭД отсутствует самостоятельный вид экономической деятельности, та­кой как охранная, - нет должного ана­лиза имеющихся проблем.

Вопросом включения в ОКВЭД ох­ранной деятельности вплотную занялась редакция журнала «Охрана труда и социальное страхование». После настойчивых обращений ре­дакции в Минэкономразвития России и Федеральное агентство по техни­ческому регулированию и метроло­гии этими ведомствами было при­нято решение - в 2014 г. включить в ОКВЭД - ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) самостоятельный вид экономической деятельности - 80.10 «Деятельность частных охранных служб».

Это, в том числе: предоставление одной или не­скольких услуг:

-охрана и сопрово­ждение, сбор и перевозка денег, осу­ществление платежей или передача ценностей с
использованием персонала и оборудования для защиты та­кой собственности;
-предоставление бронирован­ных автомобилей;
-услуги телохранителя;
-услуги по предоставлению де­тектора лжи;
-услуги охранной службы.
Что касается охраны труда работ­ников частной, ведомственной и вневедомственной охраны при ор­ганах внутренних дел и частных де­тективов, то, как уже было сказано, в этой сфере накопилось довольно много нерешенных вопросов.

Так, для этой категории работ­ников в установленном порядке не разработана нормативная право­вая база по охране труда. Это об­стоятельство в сочетании с отсут­ствием координирующего органа, который объединял бы все охран­ные организации (вневедомствен­ная охрана при органах внутрен­них дел подчинена МВД России, ведомственная охрана имеется в 12 федеральных структурах, само­стоятельно функционирует 24 тыс. частных охранных организаций), создает дополнительные предпо­сылки к тому, чтобы вопросы ох­раны труда в данных структурах не решались должным образом.

В настоящее время отсутствуют:

- межотраслевые правила ох­раны труда для персонала охранных организаций;
- типовые инструкции по охране труда для этой категории работников;
- положение об особенностях ре­жима рабочего времени и времени отдыха работников частных охран­ных организаций и других охранных структур;
- типовые нормы бесплатной вы­дачи работникам охранных структур, и в первую очередь - ЧОО, сертифи­цированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

Например, в силу специфики дея­тельности работники охранных струк­тур при несении службы используют бронежилеты, правовой статус кото­рых как средств индивидуальной за­щиты в нормативных актах не уста­новлен. Об этом шла речь в статье директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Коржа «Бронежилеты как СИЗ», опубликованной в журнале «Охрана труда и социальное страхование», № 8 за 2013 г.

Недостаточно четко прописан по­рядок прохождения работниками охранных организаций предваритель­ных и последующих медосмотров.

В п. 2 Приложения № 2 к при­казу Минздравсоцразвития России от 12.04.12 № 302н «Об утвержде­нии Перечней вредных и (или) опас­ных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и пе­риодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведе­ния обязательных предварительных и периодических медицинских осмо­тров (обследований) работников, за­нятых на тяжелых работах и на ра­ботах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.11; № 22 111) установлено, что предварительным и последующим медосмотрам подле­жат работающие в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других службах, которым разрешено применение оружия.

Данное требование ведомствен­ного приказа не в полной мере корре­спондируется с требованиями упомя­нутых выше законодательных актов, регламентирующих ‘ охранную дея­тельность, и Федерального закона от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии».

С 1999 г. действует Федеральный закон «О ведомственной охране», согласно которому ликвидированы юридические основы для функцио­нирования военизированной охраны. Несмотря на это она упомянута в ве­домственном приказе Минздравсоц­развития России № 302н. Это соз­дает почву для субъективного под­хода и различных нарушений в ра­боте по качественному проведению предварительных и последующих медосмотров работников охранных структур.

Есть ряд сложностей при проведе­нии специальной оценки условий труда согласно Федеральному закону от 28.12.13 № 426-ФЗ. Так, любая ох­ранная организация - частная, ведом­ственная или вневедомственная при органах внутренних дел - оказывает услуги на основе договоров с физи­ческими или юридическими лицами. Например, ЧОО заключила договор на несение службы частным охран­ником на контрольно-пропускном пункте (КПП) предприятия. Это его рабочее место, которое должно со­ответствовать всем требованиям ох­раны труда по освещенности, шуму, уровню электромагнитного излуче­ния и т.д.

Работодателем охранника явля­ется руководитель ЧОО. Он в соответ­ствии с трудовым законодательством должен проводить специальную оценку условий труда, и при наличии каких-либо несоответствий требова­ниям охраны труда именно он дол­жен принять меры к их устранению. Допустим, на КПП плохое освещение, установлен громадный электрощит, холодно в зимнее время. Формально работодатель должен обеспечить ох­раннику здоровые и безопасные усло­вия труда. Но вправе ли он это делать в здании, которое ему не принадле­жит, и выполнять мероприятия, тре­бующие финансовых и материальных затрат? Его ли это обязанность?

Аттестация рабочих мест охран­ников, которая проводилась ранее, требовала более четкой нормативной регламентации. Об этом шла речь в статье председателя правления Некоммерческого партнерства «Ко­ординационный центр негосудар­ственных предприятий безопасн  >>>

Страница: | 1 | 2 |    

oxrana1.ru
2015-05-03 17:10:23




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей







Вакансии этого дня

Охранник от 40000 руб
Охранник стройка от 26000 руб
Охранник областная стройка от 21000 руб

Новые вакансии

Водитель категории Вот 50000 руб
Экспедиторот 47000 руб
Фасовщица. Фасовщикот 40000 руб
Маркировщица /Маркировщикот 40000 руб
Грузчикот 40000 руб



Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
  • Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
Работа в ЧОП Щит-М
  • Работа в ЧОП Щит-М
Работа в Охранном холдинге
  • Работа в Охранном холдинге "РУСИЧИ"



Работа в ЧОП Аванпост, Санкт-Петербург
Балтик эскорт групп Ассоциация охранных предприятий. Санкт-Петербург
Работа в ООО ЧОП ВОСТОК-ОХРАНА, г. Красноярск
Работа в Элит секьюрити
Работа в ООО «Форт-плюс» Барнаул