Версия для печати   

Кадровые проблемы малого бизнеса


По теме: Образование


По теме "Образование"



С чем связаны кадровые проблемы малого и среднего бизнеса?

По данным Министерства образования и науки, в 2013/2014 учебном году в российских ВУЗах обучаются порядка 6 млн. студентов. Еще с советских времен получение высшего образования трактуется как обязательное условие жизненного успеха, хотя в современных экономических условиях это не более чем стереотип. Высшее образование перестало быть преимуществом хотя бы потому, что в стране появилось слишком много людей с дипломами ВУЗов.

В результате порядка 17% молодых специалистов непосредственно после окончания ВУЗа вообще не могут трудоустроиться (для сравнения — со средним профессиональным образованием таковых 9%, с начальным профессиональным — 5%), а по учебной специальности работают не более 47% выпускников. Конечно, в 90-х годах доля работающих не по специальности достигала 80%, однако те времена давно прошли — Россия уже на новой ступени развития.

Кадровые проблемы малого и среднего бизнеса упираются в ограниченную эффективность высшего образования.
К слову, дисбаланс между расчетной потребностью и фактическим выпуском специалистов с ВО в России уже признан на государственном уровне. Об оторванности высшей школы от потребностей экономики говорится немало, тому способствует и общее снижение качества высшего образования вслед за его массовизацией, и слабая ориентация ВУЗов на формирование наиболее актуальных производственных компетенций, и низкий платежеспособный спрос на квалифицированные кадры, и ряд других причин. Все это определяет крах очередного стереотипа советской эпохи: предприятие ожидает от ВУЗа готовых специалистов, а ВУЗ, в свою очередь, готовит кадры для последующей работы исключительно по полученной специальности.

Принимая решение о необходимости получения непременно высшего образования, наши абитуриенты все еще ориентированы на престижную высокооплачиваемую профессию и карьерный рост. Однако в крупный бизнес, по существующим оценкам, попадает не более 22% выпускников, а большинство (41%) устраивается сегодня на работу в сфере малого и среднего предпринимательства, где их изначально высокие амбиции и явно завышенные зарплатные ожидания сталкиваются с далеко не дружественными реалиями. Впрочем, в крупном бизнесе в последнее время ситуация также меняется не в лучшую сторону: зарплаты на позиции, на которые претендуют выпускники, не всегда выше, а условия труда и перспективы роста, как ни странно, подчас мало отличаются от тех, что предлагает МСБ. Впрочем, в обоих случаях вчерашние студенты, а ныне — амбициозные сотрудники снова попадают за парту, только на этот раз за неусвоенные уроки жизни двоек не ставят — либо штрафуют, либо увольняют. Так что в отношении кадров и крупный, и малый и средний бизнес находятся «в одной лодке» — с выпускниками они испытывают одни и те же проблемы.

Одним из возможных способов их решения, как отмечают и профильные министерства, и заинтересованные стороны, является интеграция ВУЗов и предприятий через формирование образовательных отраслевых кластеров. Так, на прошедшем в подмосковном Жуковском МАКС-2013 было подписано соглашение между ОАК, Союзом машиностроителей России и представителями вузовского сообщества о создании в Подмосковье авиастроительного образовательного кластера. Этот подход, безусловно, перспективный, в рамках взаимодействия ВУЗов и предприятий его можно и нужно реализовывать.

Однако такой способ возможен для крупного бизнеса, в то время как основной работодатель выпускников российских ВУЗов — малый и средний бизнес — попросту не имеет необходимых средств и ресурсов для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества с образовательными учреждениями. Сложившуюся ситуацию могло бы поправить введение льготного налогообложения на инвестиции в образовательные проекты (например, в целевые ВУЗы для создания кадрового резерва из числа его выпускников), однако у данной проблемы есть и другие аспекты, которые таким способом не решить.

Во-первых, образовательные отраслевые кластеры будут действительно эффективны в случае взаимодействия узкоспециализированных отраслевых предприятий и профильных ВУЗов. Это та идеальная ситуация, при которой бизнес в состоянии точно сформулировать запрос, а ВУЗ действительно соответствует этому запросу именно по собственной специализации, которая как пережиток СССР многими образовательными учреждениями уже, по большому счету, утрачена (не случайно, кстати, в экспертных бизнес-кругах широко обсуждается вопрос о необходимости возвращения ВУЗам былой профильности). Во-вторых, сформировать (и, соответственно, финансировать) такой кластер на перспективу нескольких лет может позволить себе только крупный бизнес. Только большие предприятия и корпорации могут быть уверены в стратегии собственного развития и готовы вкладываться в кадры еще на этапе их ВУЗовской подготовки. Малый и средний бизнес, естественно, такой возможности лишен.

Наконец, любой ВУЗ, независимо от принятой в нем системы образования, университетской или прикладной, главным образом дает общие знания и навыки, а только с опытом работы приходят специфические компетенции — и это бизнес как раз понимает, и потому готов вкладывать определенные средства в корпоративное образование, наставничество на производстве и коучинг. В принципе, это единственно возможная система профессиональной настройки, «доводки» молодого специалиста на предприятии любого уровня. Во всем мире еще не придумано ничего более эффективного. Однако у сегодняшних выпускников отмечается выраженный дефицит именно базовых компетенций: навыков самоорганизации и командной работы, работы с документами, поиска информации и работы с ней, навыки ведения дискуссии и аргументации, публичных выступлений, адаптации своих знаний для решения элементарных практических задач, уровень владения языками и пр.

Конечно, все эти компетенции могут быть сформированы или актуализированы непосредственно на предприятии, в период адаптации и обучения персонала. Однако, опять же — малый бизнес по определению более динамичен и не может тратить избыточные силы, средства и время для воспитания своей молодежи. Да и изначальная ценность каждого сотрудника для небольших компаний, его удельный вес в успехе всего предприятия много выше, чем у крупных корпораций, которые могут себе позволить какое-то время держать балласт в виде слабых сотрудников.

Таким образом, существующие в высшей школе образовательные стандарты и технологии обучения не только не всегда адекватны современным потребностям экономики, но и зачастую не способствуют необходимой социализации будущих специалистов. Если этот вопрос не начать решать на всех уровнях, комплексно, то проблема дефицита квалифицированных кадров — в первую очередь для малых и средних предприятий — скоро станет основной, опередив такие, как коррупция или бюрократические барьеры. Это бомба замедленного действия, которая в итоге приводит сначала к производственным, а после — и к финансовым трудностям у компаний, которые, как ожидает правительство, должны рано или поздно стать основой экономического роста.

Системные проблемы внутри таких компаний осложняют и состояние финансового сектора, выражающееся в ухудшении качества кредитного портфеля. На него же власти реагируют однозначно — дополнительно ужесточают регулятивные меры работы для кредитных организаций. В итоге получается замкнутый круг, вырваться из которого вполне может помочь решение вопроса с образованием наших молодых специалистов.

Читать так же: "Образование и рейтинг"

oxrana1.ru
2015-03-18 17:58:28




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей







Вакансии этого дня

Охранник на автозаправки от 18000 до 27500 руб
Охранник на КПП от 26000 руб
Охранник-водитель от 40000 руб

Новые вакансии

Ассистент администраторз/п не указана
Помощник юристаз/п не указана
Менеджер по продажамз/п не указана
Менеджер по подбору персоналаз/п не указана
Бухгалтер на первичкуз/п не указана



Работа в ООО ЧОА
  • Работа в ООО ЧОА "Воевода". г. Сургут
Работа в ООО ОО Летучий Голландец. Санкт-Петербург
  • Работа в ООО ОО Летучий Голландец. Санкт-Петербург
Работа в Охранном холдинге
  • Работа в Охранном холдинге "РУСИЧИ"



Работа в ОП Аллигатор, Москва
Работа в ООО «Форт-плюс» Барнаул
Балтик эскорт групп Ассоциация охранных предприятий. Санкт-Петербург
Работа в ООО Остенхофф. Москва
Работа в Петрович Строительный Торговый Дом Санкт-Петербург