Версия для печати   

Охранное законодательство - изменения необходимы.


По теме: Юридические вопросы
Страница: | 1 | 2 | 3 |


Законодательство. Изменения необходимы.

Актуальность совещания НСБ очевидна и не требует дополнительного обоснования. Проблемы законодательного регулирования негосударственной сферы безопасности в целом, а охранной и детективной деятельности в особенности, были и остаются предметом пристального внимания всех сколько-нибудь значимых мероприятий, проводимых охранно-сыскным сообществом по инициативе КС НСБ России. Не является исключением и нынешний форум безопасности.

Особенность его заключается лишь в том, что в этом году проблемы охранно-сыскного законодательства обсуждаются не только на пленарном заседании, но и в рамках отдельной секции и под эгидой Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития». Это дает возможность обсудить актуальные проблемы правового регулирования негосударственной сферы безопасности более подробно и на высоком профессиональном уровне, а также наметить конкретные пути их решения.
Все необходимые объективные предпосылки для этого имеются. В работе секции принимают участие депутаты Государственной Думы Федерального собрания, должностные лица государственных правоохранительных органов, ученые, занимающие проблемами негосударственной сферы безопасности, практические работники государственной и частной охраны, частные детективы, а также представители других организаций и общественных объединений, входящих в негосударственную сферу безопасности.
С учетом заявленной темы, остановлюсь только на концептуальных подходах развития охранного и сыскного законодательства. Разработка таких концептуальных подходов позволяет оценить действующее законодательство, выявить имеющиеся в нем пробелы и недостатки, определить приоритетные направления, пути его дальнейшего развития.

Прежде чем перейти к рассмотрению указанных вопросов, необходимо остановиться на некоторых положениях общего характера, без учета которых вряд ли можно достичь положительных результатов в законотворческой работе в сфере охраны и сыска.

1.​ Изменение законодательства в сфере охраны и сыска не самоцель, а средство создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Как известно, одной из основных задач государства с рыночной экономикой состоит в том, чтобы с помощью законодательства создавать благоприятные условия для развития бизнеса. Вряд ли можно согласиться, что этому требованию в полной мере отвечает действующее законодательство в сфере охраны и сыска. Оно в значительной мере однобоко, так как в основном сориентировано на совершенствование государственного контроля в этих сферах деятельности, и уделяет мало внимания другой, не менее важной составляющей рыночного законодательства – созданию благоприятных условий для развития рынка охранных и сыскных услуг.

Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, существенно тормозит развитие рынка охранных и сыскных услуг в России, затрудняет решение задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов граждан.

Важно понять и то, что без существенного изменения законодательства в настоящее время невозможно упорядочить в целом охранную деятельность.

2. Дальнейшая законотворческая работа в сфере охраны и сыска бесперспективна без объективной и обоснованной оценки действующего законодательства в данной области.

Полагаю, что в ходе дальнейшей работы по подготовке законопроектов в сфере охраны и сыска охранному и сыскному сообществу следует исходить из принципиального положения о том, что действующее законодательство в сфере охраны и сыска, принятое в девяностые годы прошлого столетия, выполнило свои задачи переходного периода и в настоящее время не только не отвечает потребностям практики, но и является существенным тормозом развития как охранного и сыскного законодательства, так и охранной и детективной деятельности.

Его «латание» путем внесения отдельных изменений не только не решает существующих проблем, а наоборот создает новые, порождает дополнительные противоречия между нормами законодательства в сфере охраны и нормами других отраслей права. Поэтому дальнейшее развитие охранного законодательства возможно только путем его коренного реформирования, а именно путем подготовки базового, рамочного закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», отдельных законов, регулирующих деятельность частной охраны и частного сыска, а также внесения существенных корректив в законодательство, регламентирующее деятельность субъектов государственной охраны.

При разработке нового охранного законодательства необходимо стремиться к тому, чтобы оно объективно отражало баланс законных интересов государства, общества и охранного бизнес-сообщества, было ориентировано на создание благоприятных условий для развития охранной деятельности, как государственной, так и частной, устанавливало равные условия и стартовые возможности для всех субъектов конкурентного рынка охранных услуг.

Вызывает серьезную озабоченность законотворческая работа по изменению законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта. В нем имеются нормы, касающиеся деятельности частной охраны, которые нередко противоречат основному закону, регламентирующему данный вид деятельности, устанавливают дополнительные требования к субъектам частной охраны и тем самым ставят их в неравные условия по сравнению с другими субъектами коммерческой охраны, нарушая при этом антимонопольное законодательство. По существу в последнее время происходит растаскивание охранного законодательства по ведомственным сусекам, прикрываясь при этом благими намерениями о повышении безопасности указанных объектов. Чтобы не допустить подобного в дальнейшем, экспертами указанного Института подготовлен и направлен законопроект о внесении соответствующих изменений в статью 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

3. Проблемы охранного законодательства, как и охранной деятельности в целом, носят системный характер и поэтому их решение требует системного подхода.

В настоящее время государственная и частная охраны, как и законодательство, регламентирующее эти виды охраны, настолько тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что проблемы каждой из них нельзя решить отдельно. Законодательная практика последних лет наглядно об этом свидетельствует. Невозможно решить имеющиеся проблемы и без учета того, что частная охранная деятельность является одним из средств обеспечения национальной безопасности, а частные охранные организации, частные детективы - одним из субъектов обеспечения национальной безопасности. Точно также их невозможно решить и без учета принципов конкуренции, государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, норм международного права и, прежде всего, норм ВТО.

Системный подход к пониманию охранной деятельности имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Он позволяет четко определить место и роль охраны в обеспечении безопасности личности, государства и общества в целом и каждого из ее субъектов в отдельности.

Системный подход позволяет также рассматривать как единое целое и охранное законодательство, которое обоснованно рассматривается в Концепции развития охранного законодательства как самостоятельная отрасль законодательства, регулирующая правоотношения, возникающие в процессе осуществления охранной деятельности.

К чему приводит игнорирование системного подхода на практике, свидетельствует внесение в последние годы изменений в законодательство о транспортной безопасности, о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

4. Инициирование подготовки законопроектов в сфере охраны и сыска, их лоббирование и контроль за прохождением, задача всего охранно-сыскного сообщества и общественных корпоративных объединений.

Необходимо иметь в виду, что соответствующие государственные органы заинтересованы в разработке и лоббировании в основном тех законопроектов, которые направлены на совершенствование государственного контроля за указанными видами деятельности. Пример тому известный ФЗ № 272. Законопроекты, способствующие развитию частной охраны и сыска должны в основном инициироваться самими субъектами этих видов деятельности. Однако практика свидетельствует об обратном. Значительная часть внесенных в последнее время законопроектов не была предметом детального и квалифицированного обсуждения на отраслевых общественных площадках, не было должной корпоративной поддержки этих законопроектов и на этапе их дальнейшего прохождения. Результат такой пассивности известен.

5. На качество и эффективность законотворческой работы отрицательно сказывается отсутствие тесного взаимодействия с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами при подготовке законопроектов в сфере охраны и сыска.

Так в последние годы не практикуется создание межведомственных рабочих групп по подготовке законопроектов. Вследствие этого нередко на внесенные законопроекты по вопросам охраны и сыска от указанных государственных органов поступают отрицательные заключения.

Ранее подобные рабочие группы из представителей заинтересованных ведомств создавались довольно часто и это позволяло вырабатывать консолидированный законопроект, и вследствие этого отпадала необходимость в «нулевом» чтении.

Такую практику следует возобновить, что позволит снизить вероятность получения отрицательных заключений.

6. Влияет на качество законопроектов и отсутствие отраслевого экспертного совета.

В настоящее время практически на всех общественных корпоративных площадках имеются свои эксперты, работа которых разрознена, не имеет четкой направленности. Создание такого совета послужит фильтром для недопущения внесения недостаточно проработанных законопроектов в Государственную Думу.

7. Научная разработка проблем охранной и сыскной деятельности, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере охраны и сыска вряд ли возможна при отсутствии отраслевого научно-практического центра.

Фактически в настоящее время эту функцию выполняет Институт проблем безопасности и устойчивого развития. Однако его ресурсные возможности ограничены. Для того чтобы эти возможности расширить - необходимы усилия всего охранного сообщества, его общественных объединений, а также официально придание данному институту статус отраслевого института.

Считаю, что эти принципиальные положения должны найти закрепление в Резолюции секции и Форума безопасности.

Теперь о концептуальных подходах к развитию законодательства в сфере охраны.

Основные направления развития охранного законодательства и пути их реализации определены в Концепции развития охранного законодательства в Российской Федерации и Плане мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в сфере охранной деятельности». Для претворения в жизнь изложенных в указанных документах предложений и использования их в законотворческой работе требуется придать им официальный статус. Практика знает различные способы решения данного вопроса – утверждение Указом Президента РФ, постановлением (распоряжением) Правительства РФ, одобрение соответствующими государственными должностными лицами.

Основными (приоритетными) направлениями развития охранного законодательства являются:

1.​ Подготовка новых федеральных законов.

В первую очередь следует подготовить и принять Федеральный закон «Об охранной деятельности в Российской Федерации». Он должен составить ядро правовой основы ох  >>>

Страница: | 1 | 2 | 3 |    

oxrana1.ru
2015-03-08 20:02:03




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей










Работа в ЧОП АКМ Групп
  • Работа в ЧОП АКМ Групп
Работа в ООО ОО Летучий Голландец. Санкт-Петербург
  • Работа в ООО ОО Летучий Голландец. Санкт-Петербург
Работа в Охранном холдинге
  • Работа в Охранном холдинге "РУСИЧИ"




Работа в ООО «Форт-плюс» Барнаул
Балтик эскорт групп Ассоциация охранных предприятий. Санкт-Петербург
Работа в ЧОП Аванпост, Санкт-Петербург
Работа в ООО Остенхофф. Москва
Работа в ООО ЧОП ВОСТОК-ОХРАНА, г. Красноярск