Версия для печати   

Охранное законодательство - изменения необходимы.


По теме: Юридические вопросы
Страница: | 1 | 2 | 3 |


Законодательство. Изменения необходимы.

Актуальность совещания НСБ очевидна и не требует дополнительного обоснования. Проблемы законодательного регулирования негосударственной сферы безопасности в целом, а охранной и детективной деятельности в особенности, были и остаются предметом пристального внимания всех сколько-нибудь значимых мероприятий, проводимых охранно-сыскным сообществом по инициативе КС НСБ России. Не является исключением и нынешний форум безопасности.

Особенность его заключается лишь в том, что в этом году проблемы охранно-сыскного законодательства обсуждаются не только на пленарном заседании, но и в рамках отдельной секции и под эгидой Независимого научного Фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития». Это дает возможность обсудить актуальные проблемы правового регулирования негосударственной сферы безопасности более подробно и на высоком профессиональном уровне, а также наметить конкретные пути их решения.
Все необходимые объективные предпосылки для этого имеются. В работе секции принимают участие депутаты Государственной Думы Федерального собрания, должностные лица государственных правоохранительных органов, ученые, занимающие проблемами негосударственной сферы безопасности, практические работники государственной и частной охраны, частные детективы, а также представители других организаций и общественных объединений, входящих в негосударственную сферу безопасности.
С учетом заявленной темы, остановлюсь только на концептуальных подходах развития охранного и сыскного законодательства. Разработка таких концептуальных подходов позволяет оценить действующее законодательство, выявить имеющиеся в нем пробелы и недостатки, определить приоритетные направления, пути его дальнейшего развития.

Прежде чем перейти к рассмотрению указанных вопросов, необходимо остановиться на некоторых положениях общего характера, без учета которых вряд ли можно достичь положительных результатов в законотворческой работе в сфере охраны и сыска.

1.​ Изменение законодательства в сфере охраны и сыска не самоцель, а средство создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Как известно, одной из основных задач государства с рыночной экономикой состоит в том, чтобы с помощью законодательства создавать благоприятные условия для развития бизнеса. Вряд ли можно согласиться, что этому требованию в полной мере отвечает действующее законодательство в сфере охраны и сыска. Оно в значительной мере однобоко, так как в основном сориентировано на совершенствование государственного контроля в этих сферах деятельности, и уделяет мало внимания другой, не менее важной составляющей рыночного законодательства – созданию благоприятных условий для развития рынка охранных и сыскных услуг.

Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, существенно тормозит развитие рынка охранных и сыскных услуг в России, затрудняет решение задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов граждан.

Важно понять и то, что без существенного изменения законодательства в настоящее время невозможно упорядочить в целом охранную деятельность.

2. Дальнейшая законотворческая работа в сфере охраны и сыска бесперспективна без объективной и обоснованной оценки действующего законодательства в данной области.

Полагаю, что в ходе дальнейшей работы по подготовке законопроектов в сфере охраны и сыска охранному и сыскному сообществу следует исходить из принципиального положения о том, что действующее законодательство в сфере охраны и сыска, принятое в девяностые годы прошлого столетия, выполнило свои задачи переходного периода и в настоящее время не только не отвечает потребностям практики, но и является существенным тормозом развития как охранного и сыскного законодательства, так и охранной и детективной деятельности.

Его «латание» путем внесения отдельных изменений не только не решает существующих проблем, а наоборот создает новые, порождает дополнительные противоречия между нормами законодательства в сфере охраны и нормами других отраслей права. Поэтому дальнейшее развитие охранного законодательства возможно только путем его коренного реформирования, а именно путем подготовки базового, рамочного закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», отдельных законов, регулирующих деятельность частной охраны и частного сыска, а также внесения существенных корректив в законодательство, регламентирующее деятельность субъектов государственной охраны.

При разработке нового охранного законодательства необходимо стремиться к тому, чтобы оно объективно отражало баланс законных интересов государства, общества и охранного бизнес-сообщества, было ориентировано на создание благоприятных условий для развития охранной деятельности, как государственной, так и частной, устанавливало равные условия и стартовые возможности для всех субъектов конкурентного рынка охранных услуг.

Вызывает серьезную озабоченность законотворческая работа по изменению законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта. В нем имеются нормы, касающиеся деятельности частной охраны, которые нередко противоречат основному закону, регламентирующему данный вид деятельности, устанавливают дополнительные требования к субъектам частной охраны и тем самым ставят их в неравные условия по сравнению с другими субъектами коммерческой охраны, нарушая при этом антимонопольное законодательство. По существу в последнее время происходит растаскивание охранного законодательства по ведомственным сусекам, прикрываясь при этом благими намерениями о повышении безопасности указанных объектов. Чтобы не допустить подобного в дальнейшем, экспертами указанного Института подготовлен и направлен законопроект о внесении соответствующих изменений в статью 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

3. Проблемы охранного законодательства, как и охранной деятельности в целом, носят системный характер и поэтому их решение требует системного подхода.

В настоящее время государственная и частная охраны, как и законодательство, регламентирующее эти виды охраны, настолько тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что проблемы каждой из них нельзя решить отдельно. Законодательная практика последних лет наглядно об этом свидетельствует. Невозможно решить имеющиеся проблемы и без учета того, что частная охранная деятельность является одним из средств обеспечения национальной безопасности, а частные охранные организации, частные детективы - одним из субъектов обеспечения национальной безопасности. Точно также их невозможно решить и без учета принципов конкуренции, государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, норм международного права и, прежде всего, норм ВТО.

Системный подход к пониманию охранной деятельности имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Он позволяет четко определить место и роль охраны в обеспечении безопасности личности, государства и общества в целом и каждого из ее субъектов в отдельности.

Системный подход позволяет также рассматривать как единое целое и охранное законодательство, которое обоснованно рассматривается в Концепции развития охранного законодательства как самостоятельная отрасль законодательства, регулирующая правоотношения, возникающие в процессе осуществления охранной деятельности.

К чему приводит игнорирование системного подхода на практике, свидетельствует внесение в последние годы изменений в законодательство о транспортной безопасности, о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

4. Инициирование подготовки законопроектов в сфере охраны и сыска, их лоббирование и контроль за прохождением, задача всего охранно-сыскного сообщества и общественных корпоративных объединений.

Необходимо иметь в виду, что соответствующие государственные органы заинтересованы в разработке и лоббировании в основном тех законопроектов, которые направлены на совершенствование государственного контроля за указанными видами деятельности. Пример тому известный ФЗ № 272. Законопроекты, способствующие развитию частной охраны и сыска должны в основном инициироваться самими субъектами этих видов деятельности. Однако практика свидетельствует об обратном. Значительная часть внесенных в последнее время законопроектов не была предметом детального и квалифицированного обсуждения на отраслевых общественных площадках, не было должной корпоративной поддержки этих законопроектов и на этапе их дальнейшего прохождения. Результат такой пассивности известен.

5. На качество и эффективность законотворческой работы отрицательно сказывается отсутствие тесного взаимодействия с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами при подготовке законопроектов в сфере охраны и сыска.

Так в последние годы не практикуется создание межведомственных рабочих групп по подготовке законопроектов. Вследствие этого нередко на внесенные законопроекты по вопросам охраны и сыска от указанных государственных органов поступают отрицательные заключения.

Ранее подобные рабочие группы из представителей заинтересованных ведомств создавались довольно часто и это позволяло вырабатывать консолидированный законопроект, и вследствие этого отпадала необходимость в «нулевом» чтении.

Такую практику следует возобновить, что позволит снизить вероятность получения отрицательных заключений.

6. Влияет на качество законопроектов и отсутствие отраслевого экспертного совета.

В настоящее время практически на всех общественных корпоративных площадках имеются свои эксперты, работа которых разрознена, не имеет четкой направленности. Создание такого совета послужит фильтром для недопущения внесения недостаточно проработанных законопроектов в Государственную Думу.

7. Научная разработка проблем охранной и сыскной деятельности, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере охраны и сыска вряд ли возможна при отсутствии отраслевого научно-практического центра.

Фактически в настоящее время эту функцию выполняет Институт проблем безопасности и устойчивого развития. Однако его ресурсные возможности ограничены. Для того чтобы эти возможности расширить - необходимы усилия всего охранного сообщества, его общественных объединений, а также официально придание данному институту статус отраслевого института.

Считаю, что эти принципиальные положения должны найти закрепление в Резолюции секции и Форума безопасности.

Теперь о концептуальных подходах к развитию законодательства в сфере охраны.

Осно  >>>

Страница: | 1 | 2 | 3 |    

oxrana1.ru
2015-03-08 20:02:03




Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей












Вакансии этого дня

Охранники в моб/группу (стац/объект) от 21000 руб
Охранник производство Обухово от 19000 до 28500 руб
Охранник на склад от 26400 до 28800 руб

Новые вакансии

Фасовщик икрыот 36000 до 41000 руб
Сопровождающийот 40000 до 55000 руб
Водительот 65000 руб
Охранникот 55000 руб
Упаковщикот 58000 руб



Работа в ЧОП «ПЕТЕРБУРГ-БЕЗОПАСНОСТЬ»
  • Работа в ЧОП «ПЕТЕРБУРГ-БЕЗОПАСНОСТЬ»
Работа в ЧОП Щит-М
  • Работа в ЧОП Щит-М
Работа в ЧОП Газстрой-Безопасность
  • Работа в ЧОП Газстрой-Безопасность