Версия для печати   

Оценка благонадёжности контрагента


По теме: Безопасность
Страница: | 1 | 2 |


Оценка благонадёжности контрагента является определяющей функцией любой службы безопасности, этот вопрос актуален, как на этапе начала работы с контрагентом, так и в дальнейшем на этапе мониторинга изменения учредительной информации контрагента и его деловой репутации.

Сегодня, когда информация приобретает всё более и более открытый и доступный характер, у сотрудника службы экономической безопасности есть практически весь набор источников для определения благонадёжности юридического лица. И что самое важное - подавляющее большинство этих источников являются открытыми.

Но у этой медали информационного разнообразия есть и обратная сторона.

А именно:

огромный поток структурированной и не структурированной информации;

разрозненность источником

разные алгоритмы работы у каждого источника (к примеру, разный входной и выходной набор данных);

Таким образом, когда преодолён барьер доступности, возникает задача структурирования и стандартизации процессов получения и обработки информации.

Решение данной задачи предлагают специализированные информационные агентства, которые аккумулируют разрозненные источники и разнородную (структурированную и неструктурированную) информацию в едином веб-интерфейсе, в структурированном виде. Примером подобного информационного агентства является компания Интегрум, успешно реализующая свои информационные продукты на основе структурированной и неструктурированной информации уже более 16-ти лет.

Рынок информационных услуг представлен хорошим набором аналогичных информационных агентств, которые по своей сути отличаются функциональными инструментами, количеством источником и удобством интерфейса, но это достаточно обширная тема отдельной статьи.

Зачастую, особенно в крупных компаниях, есть необходимость в получении и обработке достаточно большого количества данных, ввиду большого потока проверяемых контрагентов. Единственным решением являются скоринговые механизмы определения благонадёжности юридического лица.

Стоит отметить, что скоринговые методики появились во времена начавшегося кредитного бума, когда экспресс кредит мог получить практически любой желающий.

Входные данные о заёмщике превращались в статистику, на основе которой и были разработаны первые кредитные скоринговые системы.

Скоринг заключается в присвоении баллов на основании входных данных, по результатам набранных баллов система предлагает соответствующие рекомендации.

Некоторые информационные агентства в своих информационно-аналитических системах (ИАС) используют скоринговые методики для расчёта Индекса благонадёжности. В разных ИАС этот Индекс имеет свои названия: Индекс благонадёжности, Индекс должной осмотрительности, Индекс кредитования и т.д., таким образом, реализуется попытка выделить уникальность инструмента, но суть одна – это математический анализ входных данных.

Кстати, не все агентства раскрывают на основе каких данных они делают анализ.

Так же необходимо понимать, что Индексы, применяемые в ИАС, никаким образом не могут применяться в чистом виде для принятия решений о благонадёжности Ю.Л. , это всего лишь сигнал, рекомендация для аналитика, и каждый сам принимает решение (а ровно и ответственность) рассматривать или не рассматривать данный сигнал как побуждающий к действию.

Стоит отметить, что продвинутые информационные агентства могут не только предлагать в готовом веб-сервисе свои индексы, но и применять скоринговую методику заказчика при возврате данных через API. Это даёт возможность заказчику получать от исполнителя готовые собственные (индивидуальные) индексы, потому и важно, чтобы каждая служба безопасности чётко понимал какая скоринговая методика оценки контрагента приемлема именно для него, учитывая сегмент, отрасль и многие другие индивидуальные характеристики компании.

Тема скоринговой оценки достойна отдельного обсуждения, преимущества очевидны, но есть и свои сложности. К примеру, не всегда возможно правильно идентифицировать объект по некоторым параметрам, те же арбитражные дела не всегда имеют атрибут в виде ИНН компании, а если присмотреться то мы вспомним, что филиалы не являются самостоятельным юридическим лицом и используют ИНН материнской компании.

Практически все скоринговые механизмы работают на основе бальной системы и правильная расстановка матрицы баллов позволяет не только регулировать пороговые значения, но и нивелировать неточность и двусмысленность входных данных – это и есть наибольшая сложность в правильной интерпретации поставленной цели Индекса.

Важно правильно сформулировать цель: убрать потенциально неблагонадёжные компании или выделить наиболее благоприятные по финансовым показателям.

Скоринговые системы могут быть очень разнообразны по поставленным целям, но в большинстве случаев они решают задачи по выявлению компаний однодневок.

Исходя из доступной информации о компаниях на базе ИАС «Интегрум Компании», совместно со ШКОЛОЙ IT-МЕНЕДЖМЕНТА при РАНХиГС, была разработана одна из методик скоринговой оценки контрагентов.

Предлагаемая модель носит умеренный характер пороговых значений по входным данным.

Методика представляет собой рейтинговую таблицу. Структура методики разделена на три группы:

1. Анализ учредительной информации

2. Анализ репутации

3. Финансовый анализ
Максимальное количество баллов – 20.

Группа финансового анализа, помимо влияния на итоговую оценку, имеет свой рейтинг. В каждой из категорий присутствуют 4 критерия. Итого методика включает в себя 12 критериев оценки благонадежности компании. Среди них:

1. Возраст компании

2. Размер уставного капитала

3. Учредители

4. Аффилированность учредителей

5. Наличие дочерних компаний

6. Информация о задолженностях

7. Арбитражные суды

8. Отсутствие компании в Р.Н.П.

9. Коэффициент абсолютной ликвидности

10. Коэффициент автономии

11. Рентабельность активов

12. Рентабельность инвестиций.

Рассмотрим их более подробно

Анализ учредительной информации

Анализ учредительной информации отображает регистрационные данные организации и ее учредителей. Максимальное количество баллов – 8.

1. Возраст компании –важнейший критерий для оценки деятельности предприятия. Чем выше возраст компании, тем ниже вероятность того, что фирма окажется неблагонадежной. «Фирмы-однодневки», как правило, не бывают старше 2-х лет. В век циничного прагматизма с этим кто-то может и поспорить, но отталкиваться будем от этого значения.

Критерии оценки:

· До 2-х лет – 0 баллов

· От 2 до 5 лет – 1 балл

· Свыше 5 лет – 2 балла.

2. Уставной капитал –чем выше уставной капитал, тем ниже вероятность того, что фирма является неблагонадежной. В России для регистрационно-правовой формы ООО (Общество с ограниченной ответственностью) минимальный уставной капитал установлен в размере 10 тысяч рублей. Опять же это каждый оценивает в меру своей испорченности, но мы будем опираться на холодную статистику, которая утверждает, что среднестатистические мошенники имеют возможность пожертвовать суммой до 100 000 рублей..

Критерии оценки:

· От 10 до 100 тысяч рублей – 0 баллов

· От 100 до 500 тысяч рублей – 1 балл

· Свыше 500 тысяч рублей – 2 балла.

3. Регистрация учредителей. Учредители компании могут быть как резидентами, так и нерезидентами Российской Федерации. Предпочтительно наличие учредителей резидентов РФ.

Критерии оценки:

· Резиденты Российской Федерации – 2 балла

· Физические и юридические лица, зарегистрированные на территории иностранных государств (кроме стран признанных офшорными зонами) – 1 балл.

· Физические и юридические лица, зарегистрированные на территории иностранных государств, признанных ЦБ России офшорными зонами (Британские Виргинские острова, Королевство Бахрейн, ОАЭ) – 0 баллов. В случае смешанной

формы собственности, если хотя бы одна компания зарегистрирована на территории офшорных стран, выставляется оценка 0 баллов.

4. Аффилированность учредителей. Связи учредителей компании сдействующими или ликвидированными в настоящий момент компаниями.

Критерии оценки:

· Физические, юридические лица или государственные учреждения, являющиеся единоличными собственниками компании – 2 балла.

· Смешанная форма собственности - физические, юридические лица или государственные учреждения, являющиеся долевыми собственниками компании – 1 балл

· Физические лица, учредившие более одной ликвидированной или реорганизованной в настоящий момент компании – 0 баллов.

Анализ репутации компании

Группа анализа репутации компании учитывает взаимодействие компании с клиентами и контрагентами. Максимальное количество баллов – 4.

1. Дочерние компании. Наличие дочерних компаний являетсяблагоприятным фактором. Согласно российскому законодательству дочерние компании отвечают перед обязательствами материнских. Возможно, кто-то посчитает резонным принять за «наличие дочерних компаний», если на физическом лице зарегистрировано N-число компаний: действующих, схожего вида деятельности, т.е. явно указывающих на наличие структурно организованной группы компаний.

Критерии оценки:

· Наличие дочерних компаний – 1 балл

· Отсутствие дочерних компаний – 0 баллов.

2. Информация о задолженностях. Информация о задолженностяхФССП отображает долги компании, взысканные при помощи судебных разбирательств. Исключением для данного критерия являются страховые компании, банки и компании с оборотом более 10 миллиардов рублей в год. В случае если компания соответствует одному из перечисленных признаков, ставится 1 балл.

Критерии оценки:

· Задолженность отсутствует или составляет менее 100 тысяч рублей – 1 балл

· Суммарная задолженность составляет более 100 тысяч рублей – 0 баллов.

3. Арбитражные суды.

Критерии оценки:

· Наличие административных делопроизводств за последние 12 месяцев – 0 баллов.

· Отсутствие административных делопроизводств за последние 12 месяцев – 1 балл.

4. Отсутствие компании в Р.Н.П. Присутствие компании в реестренедобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы России говорит о нарушении правил проведения или уклонения от исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Критерии оценки:

· Отсутствие компании в реестре недобросовестных поставщиков – 1 балл

· Присутствие компании в реестре недобросовестных поставщиков – 0 баллов.

Финансовый анализ

Оценка финансового состояния является важнейшей группой при оценке благонадежности предприятия. Ситуация усугубляется тем, что официальная отчётность не всегда (если не сказать никогда) правильно отражает реальное финансовое положение предприятия. Кроме того, стоит отметить, всего насчитывается около двух десятков финансовых коэффициентов и если применять все, то пропускная воронка будет слишком узкая. В данной методике выбраны коэффициенты наиболее реально оценивающие финансовое состояние предприятия.

Помимо влияния на общую оценку, группа финансового анализа имеет собственный рейтинг платежеспособности предприятия. Максимальное количество баллов – 8.

1.Коэффициент абсолютной ликвидности показывает,какая долякраткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов. Коэф  >>>

Страница: | 1 | 2 |    

oxrana1.ru
2015-02-02 02:18:36




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей







Вакансии этого дня

Монтажник / техник ОПС, СКУД, видео от 20000 руб
Охрана от 44000 до 49000 руб
Водитель такси от 30000 руб

Новые вакансии

Стрелокот 15000 до 17000 руб
Охранники и Пожарныеот 13000 до 17000 руб
Стрелок ведомственной охраныот 12000 до 15000 руб
Ведущий бухгалтерот 20000 до 22000 руб
Стрелокот 14000 до 15000 руб



Работа в ЧОП АКМ Групп
  • Работа в ЧОП АКМ Групп
Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
  • Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
Работа в ЧОП Император
  • Работа в ЧОП Император



Работа в ОП Аллигатор, Москва
Балтик эскорт групп Ассоциация охранных предприятий. Санкт-Петербург
Работа в ООО «Форт-плюс» Барнаул
Работа в Петрович Строительный Торговый Дом Санкт-Петербург
Работа в Конгрессно-Выставочноь центре Сокольники МОСКВА