Версия для печати   

Охрана труда: изменения в законодательстве


По теме: Безопасность труда
Страница: | 1 | 2 |


льного органа работников (при наличии).

Данный пункт сформулирован противоречиво, и понимать его можно двояко. Неясно, к чему относится стоящее в скобках «при наличии» - к «иному представительному органу» или к первичной профсоюзной организации тоже. Многие работодатели выбирают второй вариант – нет на фирме профсоюзной организации, и ладно, взятки гладки. Вроде как и закон дает такое право. Да и не нужны профсоюзы в комиссии, еще права качать начнут.

На самом деле все наоборот – представитель профсоюза в комиссии нужен, и не только для защиты интересов работающих. Не в меньшей степени это еще и в пользу работодателя. Любое нарушение порядка проведения СОУТ – это повод для жалобы в трудовую инспекцию со стороны работника. Причем жалобы, большей частью, необоснованной, вызванной незнанием деталей закона 426-ФЗ и отсутствием диалога с работодателем. Профсоюзы как раз должны служить буфером, посредником, инициатором такого диалога. Их задача – снять возможные недоразумения во время проведения СОУТ, а не после, когда работа уже закончена.

В связи с этим необходимо дать рекомендацию: кого конкретно лучше включать в комиссию от профсоюзов7 Опыт показывает – самого уважаемого в коллективе. Дело в том, что практически всегда СОУТ урезает права того или иного работника. Не реальные, установленные законом, права, а те, которые работник сам себе придумал. Последнее бывает сплошь и рядом – каждый считает свои условия труда ужасными и сверхтяжелыми. И для того, чтобы убедить человека в обратном, отговорить его от прилюдного ворчания в курилке или, еще хуже, от жалобы в инспекцию труда, требуется немалый авторитет.

====================================================================

Статья 9 пункт 5. Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

В новом законе понятие аналогичных мест сформулировано намного точнее, чем в предшествующих. И все же идеальная точность не достигнута, причем в данном вопросе она, скорее всего, вообще недостижима. Поэтому последнее слово здесь – за комиссией по проведению СОУТ. Как уже было сказано, во всех спорных моментах ее мнение – решающее.

====================================================================

Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Эта статья – принципиально новая. Термина «идентификация» раньше не было. До введения в действие закона 426-ФЗ замеры вредных факторов проводились на всех местах без исключения, и работодатель должен был это оплачивать. В новых правилах введена категорию эксперта. Это специалист, который может на основании уже имеющихся данных выявить рабочие места, на которых условия труда заведомо являются допустимыми. Замеры на таких местах не проводятся, в их отношении составляется декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям. Процесс декларирования детально описан в статье 11, каких-либо комментариев к ней не требуется.

Статья 15 пункт 6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне, организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Многие работодатели перестраховываются и до сих пор привозят в Государственную инспекцию труда итоговые документы по СОУТ. Делать этого не надо, теперь эта функция возложена на организацию-исполнителя. Предприниматель имеет право ограничиться размещением информации на своем сайте. Если же такового нет, формально можно нигде ничего не размещать, но все же лучше это сделать на одном из общедоступных сайтов.

=====================================================================

Статья 24 пункт 3. Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Важное отличие от действовавших ранее законов. До сих пор экспертиза была бесплатной и проводилась за счет государственного бюджета. Теперь же ее оплачивает заявитель. Новое правило только на первый взгляд «неправильное». На самом деле оно снижает количество непродуманных, необоснованных жалоб, и разгружает государственных экспертов от лишней работы.

=====================================================================

Статья 27 пункт 6. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Многие работодатели вырывают эту статью из контекста и толкуют ее так, будто она освобождает их от проведения СОУТ вплоть до указанной в ней даты. При том, что в других статьях закона 426-ФЗ однозначно указывается, что самый поздний срок проведения СОУТ – пять лет после окончания последней АРМ. Если же АРМ не проводилась, СОУТ необходимо провести незамедлительно. В частности, указанное требование содержится в п.4 этой же статьи:

Статья 27 пункт 4. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

====================================================================


Одновременно с Федеральным законом № 426 был принят закон №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда». Он установил с 1 января 2015 года новые штрафы за нарушение правил охраны труда, в том числе проведения СОУТ. Рассмотрим их.


Статья 11 пункт 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Ключевое слово здесь - «нарушение установленного порядка». Ранее штрафы налагались только за непроведение оценки условий труда. Если же последняя проводилась с нарушениями, проверяющий мог заставить переделать работу, но выписать штраф – нет. Сейчас такое право у него имеется. Поэтому качество работы организация-заказчик должна отслеживать неукоснительно.

=====================================================================

421-ФЗ статья 12 пункт 9) устанавливает, что в трудовых договорах должна содержаться информация об условиях труда на рабочем месте. С этим крепкой нитью связана статья 11 пункт 3: Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Выполнение статьи 12 само по себе никаких трудностей не вызывает. Надо всего лишь составить дополнительное соглашение к трудовому договору с текстом «Условия труда на рабочем месте соответствуют классу _____ » Вся сложность состоит в том, чтобы заполнить пробел после слов «соответствует классу». Определить класс условий труда можно только одним способом – провести СОУТ, выполнив от и до все требования закона 426-ФЗ.

Автор - Андрей Лаптев, руководитель Департамента охраны труда профсоюза НСБ (www.psj.ru)

oxrana1.ru
2015-01-24 15:40:41




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей







Вакансии этого дня

Охранник вахта от 28000 до 35000 руб
Помощник нотариуса от 25000 до 30000 руб
Охранник по сопровождению грузов от 40000 руб

Новые вакансии

Охраникот 27000 до 35000 руб
Разнорабочийот 24000 руб
Экспедиторот 30000 руб
Водитель-экспедиторот 41000 руб
Комплектовщикот 27000 руб



Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
  • Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
Работа в ЧОП АКМ Групп
  • Работа в ЧОП АКМ Групп
Работа в ООО ЧОА
  • Работа в ООО ЧОА "Воевода". г. Сургут




Работа в ЧОП Аванпост, Санкт-Петербург
Работа в Элит секьюрити
Балтик эскорт групп Ассоциация охранных предприятий. Санкт-Петербург
Работа в Петрович Строительный Торговый Дом Санкт-Петербург
Работа в ООО Остенхофф. Москва