Версия для печати   

Анализ изменений законодательства об охране


По теме: Охрана
Страница: | 1 | 2 | 3 |


Анализ изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

19 декабря 2014 года Государственной Думой был принят ФЗ № 534-ФЗ, которым внесено ряд существенных изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В связи с тем, что ряд их прописаны в законе нечетко и неоднозначно, то на практике могут возникнуть серьезные трудности в их понимании и применении. Поэтому необходимо тщательно проанализировать новеллы нового закона и выработать единую позицию по поводу их правильного толкования и применения.

Давая общую характеристику внесенным изменениям, следует отметить, что они являются хоть и незначительным, но все-таки определенным шагом вперед по пути систематизации и развития законодательства в сфере охраны и совершенствования охранной деятельности. Принципиально важными являются нормы, закрепляющие право частных охранных организаций на охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, а также оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Важную роль для правоприменительной практики и формировании перечня объектов, не подлежащих частной охране, сыграют нормы, касающиеся понятия «государственная охрана» и устанавливающие требование о том, что перечень объектов, на которые не распространяется охранная деятельность, обязательно должен быть утвержден только Правительством Российской Федерации. Просматриваются в указанном Федеральном законе и тенденции, пусть не существенные, по расширению прав частного охранника.

Все внесенные указанным Федеральным законом изменения можно объединить в три группы.

В первую группу входят изменения технического характера и направлены на приведение в соответствие отдельных норм и положений Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с нормами и положениями других нормативных правовых актов.

Так изменения в статьи 6, 11.2, 11.5, 20 об исключении из указанных статей в словосочетании «лицензионные требования и условия» слова «условия» обусловлены необходимостью приведения текстов этих статей в соответствие с нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором употребляется термин «лицензионные требования».

В связи с тем, что Федеральным законом № 534-ФЗ введена новая статья 16.1 (Применение физической силы) возникла необходимость внесения изменений в название раздела V, статьи 16 путем добавления словосочетания «физической силы». Далее, Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 272 частные детективы были лишены права использовать специальные средства, однако в название указанного раздела не были внесены соответствующие изменения. Исключение из названия этого раздела слова «детективной и» устранило это несоответствие.

Изменения в статью 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» путем добавления словосочетания «на объекте охраны» обусловлено тем, что употребляемое в данной статье название «должностная инструкция частного охранника» не соответствовала ее названию, указанному в Приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 августа 2011 г. № 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны». В нем данная инструкция называется по иному, а именно, «должностная инструкция частного охранника на объекте охраны». Указанное изменение не только устранило данное противоречие, но и позволило разграничить две различные по своемуназначению должностные инструкции - должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны от должностной инструкции, предусмотренной трудовым законодательством.

Вторая группа изменений касается оказания охранных услуг.

Во-первых, в новой редакции изложена услуга, предусмотренная пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Из ее прежней редакции было исключено словосочетание: « на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Вместо него был внесен новый текст: «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона».

Необходимость указанного изменения обусловлена тем, что в течение ряда лет после принятия ФЗ № 272, которым была введена указанная услуга, не представилось возможным подготовить и утвердить перечень объектов, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения. Поэтому данная услуга практически не оказывалась. В чем суть внесенных изменений в рассматриваемую услугу, и какие правовые последствия они имеют для практики?

Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии с новой редакцией указанной услуги частные охранные организации получили право на законном основании осуществлять охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Это означает, что сам по себе факт установления в отношении конкретного объекта обязательных для выполнения требований по его антитеррористической защищенности вовсе не означает, что он не может охраняться частной охраной. Указанные объекты не подлежат частной охране только при условии, если они отнесены к объектам государственной охраны в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» или же включены в перечень объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность и который должен быть утвержден только Правительством Российской Федерации.

Что необходимо иметь в виду при оказании этой новой охранной услуги. Прежде всего, следует выполнить требования статьи 9 (Особенности требований к договору на оказание сыскных услуг) Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которые распространяются и на частную охрану. В соответствии с этой статьей в договоре должны быть указаны вид и содержание оказываемых услуг. Поэтому при заключении договора на охрану объекта, в отношении которого установлены обязательные требования по его антитеррористической защищенности, в нем должна содержаться ссылка на вид услуг, предусмотренный пунктом 7, а не 2 части 3 статьи 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и дано обоснование с документальным подтверждением, почему в данном случае договор заключается именно на оказание данного вида услуг. Статья 9 указанного Закона также требует, чтобы в договоре были указаны номер и дата выдачи лицензии. Однако применительно к рассматриваемой услуге важно, чтобы в договоре были указаны не только эти сведения, но и то, что частной охранной организации разрешено оказывать данный вид услуг. Представляется также, что в условиях договора должны быть отражены особенности охраны объекта, вытекающие из требований по его антитеррористической защищенности, установленных в соответствии с Постановлением Правительства от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)»

.Следует также иметь в виду, что принятие предлагаемого изменения потребует внесения изменений в ряд подзаконных актов и, в частности:

1) исключения из Положения о лицензировании частной охранной деятельности пункта 8, который устанавливает лицензионные требования к услуге 7 в действующей редакции, и дополнения его новыми лицензионными требованиями применительно к предлагаемому содержанию данной услуги. 2) исключения из раздела «Характеристика работ» приказа Минздравсоцразвития России от 17 апреля 2009 г. № 199 словосочетания «охрана объектов и имущества на объектах, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения» и дополнения указанного раздела следующим словосочетанием: «обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования по их антитеррористической защищенности.».

3) внесения соответствующих изменений в ранее заключенные договора.

Существенное изменение в части, касающейся оказания охранных услуг, внесено в статью 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» путем дополнения ее частью шестой следующего содержания: «Оказание охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности».

Несмотря на противоречивость и нечеткость отдельных положений части 6 указанной статьи, в целом она имеет принципиально важное значение для охранной деятельности, поскольку законодательно закрепила право частных охранных организаций на охрану не только объектов транспортной инфраструктуры, но и транспортных средств, и тем самым поставило жирную точку в споре о правомерности частных охранных организаций оказывать охранные услуги на транспорте.

Вместе с тем, для правильного толкования и применения указанного дополнения необходимо учитывать следующее. Оказание охранных услуг в сфере транспорта разрешено при определенных, прямо указанных в части 6 статьи 11 Закона, условиях.

Во-первых, частным охранным организациям разрешается оказывать охранные услуги на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств, перечень видов которых дан в пунктах 5 и 11 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности». При этом в указанной норме не содержится каких-либо исключений относительно объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые не вправе охранять частные охранные организации. Не содержит она и отсылочной нормы. Это означает, что с момента вступления в силу ФЗ № 534 ограничения на охрану указанных объектов, установленные подзаконными актами, утрачивают силу.

Во-вторых, оказывать охранные услуги в сфере транспорта разрешается только в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, под которым в статье 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

На первый взгляд, это требование части 6 статьи 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» противоречит части 1 статьи 1 указанного Закона, согласно которой частная охранная деятельность осуществляется в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Однако при более внимательном сопоставлении указанных целей такого противоречия не усматривается. Они соотносятся друг с другом как целое и часть, то есть цели, на достижение которых направлены охранные услуги в сфере транспорта, являются лишь частью целей, надостижение которых направлена деятельность по обеспечению транспортной безопасности (защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства). Оказывая охранные услуги в сфере транспорта, частные охранные организации защи  >>>

Страница: | 1 | 2 | 3 |    

oxrana1.ru
2015-01-23 19:53:15




Комментарий к статье (0) |  Версия для печати |  Вернуться назад |  Поиск статей







Вакансии этого дня

Охранник на КПП от 26000 руб
Охранник в магазин одежды от 25000 до 30000 руб
Лицензированный охранник от 30000 руб

Новые вакансии

Водитель на авто компанииз/п не указана
Контролер складаот 30000 руб
Охранник в киноцентрот 28500 до 30000 руб
Охранник в жилой комплексот 14600 до 27750 руб
Охранник выходного дняот 18000 до 21000 руб



Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
  • Работа в ЧОП СИГМА-ПРОФИ. Москва
Работа в ЧОП Император
  • Работа в ЧОП Император
Работа в ЧОП ФСК, г.Казань
  • Работа в ЧОП ФСК, г.Казань




Работа в ООО «Форт-плюс» Барнаул
Работа в Конгрессно-Выставочноь центре Сокольники МОСКВА
Работа в ОП Аллигатор, Москва
Работа в ООО ОП ЕНИСЕЙ Санкт-Петербург
Работа в ООО Остенхофф. Москва